Унтила Эльвина Гайсовна педагог-психолог ДОУ

мастер - класс

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» с.Прибельский муниципального района
Кармаскалинский район республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер - класс

Тема: «Как предотвратить агрессивные действия дошкольника»

 

 

 

 

 

Дата проведения: 14 октября

Подготовила: педагог-психолога Унтила Э.Г.

 

 

 

 

 

2022 год

Цель: Познакомить с причинами появления агрессивности и основными критериями агрессивных детей, помочь участникам мастер-класса  в поиске путей преодоления агрессивного поведения, познакомить с основными методами и приемами работы с агрессивными детьми.

Задачи:
1.Актуализировать теоретические знания педагогов по проблеме взаимодействия с агрессивными детьми в детском саду;
2.Рассмотреть методы и приемы работы с агрессивными дошкольниками в условиях ДОУ;
3.Проиграть с педагогами упражнения, направленные на позитивные способы выражения гнева, коррекцию и профилактику агрессивных тенденций дошкольников.

Ход мастер-класса:

I.Теоретическая часть мастер-класса.

1. Вступительное слово педагога-психолога.

Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале! Хочу начать наш мастер-класс со слов Эриха Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли». Тема сегодняшнего семинара: «Как предотвратить агрессивные действия дошкольника». Сегодня мы с вами рассмотрим психологический портрет агрессивного ребенка, методы и приемы в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников, а во второй части нашего семинара мы освоим игры и упражнения. Так что же такое «АГРЕССИВНОСТЬ»
Агрессивность – нарушение поведения ребенка, но она не является симптомом психического заболевания.

Уважаемые педагоги сейчас мы с вами посмотрим не большую презентацию.

После просмотра презентации психолог предлагает педагогам поиграть в игры по предотвращению агрессии у детей. ( Эти игры педагоги могут применять с детьми в группах).

Практическая часть семинара

1. Упражнение «Мозговой штурм» 

Цель: Установление проблемы, контакта между участниками группы.

Для начала давайте ответим на вопрос, что является агрессией и агрессивным поведением?

Агрессия-это форма проявления эмоции гнева.

Агрессивное поведение-это реакция на срыв какой то деятельности.

 

2. Коммуникативная игра «Найди пару»
Цели:
•Способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.
Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.

На прогулку косолапый вышел мишка погулять.
Участники расходятся по комнате.
По тропинке громко топал, друга он пошел искать.
«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!»
Двигаются по комнате произвольно.
Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить».
Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку.
Мишка с другом покружился…
Кружатся.
Он в лесу устроил бал.
А потом остановился,
По головке гладить стал.
Гладят друг друга по голове.
Спины звери почесали…
Поворачиваются друг к другу спинами.
Вправо, влево, вверх и вниз.
Трутся спинами.
И немного потолкались.
Слегка толкаются.
Крепко-крепко обнялись.
Обнимают друг друга.

 

3. Игра «Камушек в ботинке»

Цель: Игра помогает раскрыть внутренние переживания ребёнка, предотвратить назревающий конфликт в группе; учит детей выражать словами своё эмоциональное состояние; способствует снижению эмоционального напряжения; сплачивает детский коллектив.

Оборудование для игры на тренинге: мелкие камушки по кол. уч.

Ход: «Снимите, пожалуйста, вашу обувь с одной ноги (ведущий проходит мимо каждого и опускает в обувь камушек). Оденьте обувь и походите по залу. Вернитесь на места. Попытайтесь одним словом выразить то, что вы ощущали при ходьбе».

(участники по кругу описывают свои ощущения) 

«Когда мы сердимся, чем-то озадачены, взволнованы, это нами воспринимается как маленький камешек в ботинке. Если мы сразу достанем его, то нога останется невредимой. А если оставим камушек и будем продолжать носить обувь с ним, то будет рана. Поэтому всем людям – взрослым и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, т. е. «вытаскивать камушек наружу, как только вы его заметите». Не допускайте, чтобы камушки копились, и доходило до большой раны, а своевременно извлекайте их.

Вывод: «Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Эта игра может стать своеобразным ритуалом в группе».

 

4. Психологическая игра  «Рассерженные шарики»

 

Цель:  Игра  формирует способы управления гневом, обучает приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, а педагоги посредством этой игры обучают этому своих детей.
Педагоги встают в круг (они дети). Психолог – это мама – предлагает детям  научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого каждому ребёнку предлагает надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.
«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним. Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.
Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями».
*Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается).
*А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него). Сравните, опять же – шарик, с нашим телом: «Правильно, этим гневом можно управлять».

5 .  Игра с мячом «Обзывалки»
Цель: Снятие отрицательных эмоций, развитие коммуникативных навыков.
Ход игры: Психолог рассказывает педагогам, что в эту игру с мячом можно играть с детьми. Перед началом игры можно провести с ними беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.
Далее педагогам предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например, названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик; «А ты, Лешка-картошка!», «А ты, Иришка – редиска!», «А ты, Вовка - морковка! и т. д. Предупреждаю, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно нужно хорошими словами: «А ты, Маринка – картинка!», «А ты, Леночка – солнышко!». Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

6. Упражнение «Солнышко»
Цель: Показать влияние педагогов и манеры говорить, степени эмоциональности высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка.
Материалы:
•2 листа ватмана;
•маркеры и краски (для каждого участника )

 Психолог предлагает педагогам разделиться на две группы. Первая группа воспитателей — со стажем работы 20—25 лет, вторая группа — со стажем 10—15 лет.
Каждая группа берет лист ватман с нарисованным по середине кругом (размер не имеет значения).
Задача членов каждой подгруппы — дорисовать круг, нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного человека. (Рисовать можно маркерами, карандашами, красками.)
Каждый член группы рисует от созданного образа луч и пишет над ним окончание фразы:
«Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя иногда агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что…»
Затем группы представляют свои работы.

Прочитав все фразы, написанные над лучами, им нужно проанализировать причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям и сказать, что нужно делать, чтобы не травмировать детей подобными реакциями и своим поведением.

Далее проводится обсуждение:
• Почему у разных возрастных категорий педагогов разные причины агрессивного поведения?
Следует подвести членов группы к мысли о том, что необходима внутренняя работа над своими поступками, сообща наметить пути решения данной проблемы.

Обсуждение, выводы.

Участники свободно располагаются и просматривают видеоролик.

%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD


25 октября 2022 в 11:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.